Concerts & Shows
  • 6+

    РНО и М. Плетнёв (форт-но, Москва)

    Концертный зал им. С.С. Прокофьева, Basic scheme, December 8 6:00 pm

    To buy tickets: 3 100 — 3 600

    Исполнители:

    Российский национальный оркестр
    Дирижёр — Станислав Кочановский
    Солист — народный артист РСФСР Михаил Плетнёв (фортепиано, Москва)

    В программе: П. И. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, Н. В. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехерезада»

    Цена билета: 1800, 2100, 2500, 3100, 3600 рублей

    Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетнёвым. За свою историю коллектив обрёл международную известность и безусловное признание публики и критиков. Подводя итоги 2008 года, самый авторитетный в Европе журнал о музыке Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира. Оркестр сотрудничал с ведущими исполнителями, такими как Монтсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Гидон Кремер, Ицхак Перлман, Пинхас Цукерман, Вадим Репин, Евгений Кисин, Дмитрий Хворостовский, Максим Венгеров, Белла Давидович, Джошуа Белл и многими другими. С РНО выступали лучшие дирижёры современности: Семён Бычков, Инго Метцмахер, Владимир Юровский, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда. Свой последний концерт в Москве Евгений Светланов дал именно с РНО. «Декабрьский Брамс в исполнении Светланова и Российского национального оркестра звучал как завещание», — писал обозреватель газеты «Коммерсант». Один из выдающихся дирижёров наших дней маэстро Кент Нагано так отзывается об оркестре, с которым ему неоднократно доводилось работать: «У РНО вы чувствуете ярко выраженный характер, своей игрой оркестр напоминает вам о том, что русская культура — одна из самых великих в мире. Да, они играют блестяще, да, они высокие профессионалы, да, в оркестре много отличных солистов, но за этим есть и нечто большее: традиция великой культуры, которая слышна в их игре».

    О весомом вкладе РНО и Михаила Плетнёва в современную российскую культуру свидетельствует тот факт, что оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году обрёл государственный статус.

    Оркестр регулярно выступает в лучших залах страны как под управлением художественного руководителя Михаила Плетнёва, так и с приглашёнными дирижёрами. Ежегодно с 2009 года в Москве проходит Большой фестиваль РНО, участие в котором принимают ведущие исполнители современности. За прошедшие годы Большой фестиваль снискал признание и любовь слушателей, завоевав статус события, традиционно открывающего концертный сезон в столице.

    РНО является участником знаковых культурных акций. В сентябре 2007 года оркестр дал Мемориальный концерт в Беслане памяти жертв теракта и стал первым коллективом, выступившем там после трагедии по приглашению руководства республики. Весной 2009 года в рамках европейского турне РНО сыграл благотворительный концерт в Белграде, приуроченный к десятой годовщине начала военной операции натовских войск в Югославии. Подводя итоги года, авторитетный сербский журнал NIN опубликовал рейтинг лучших музыкальных событий, в котором концерт РНО занял вторую строчку — как «один из самых незабываемых концертов, прозвучавших в Белграде за последние несколько сезонов». Весной 2010 года оркестр стал главным участником уникального международного проекта «Три Рима». Инициаторами этой крупнейшей культурно-просветительской акции выступили Русская Православная и Римско-Католическая Церкви. Акция охватила три важнейших для христианской культуры географических центра — Москву, Стамбул (Константинополь) и Рим. Центральным событием проекта стал концерт русской музыки, состоявшийся в знаменитом зале папских аудиенций имени Павла VI в Ватикане, вмещающем пять тысяч человек, в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI.

    Последние сезоны были отмечены серией крупных международных проектов с участием оркестра, прошедших как в России, так и за её пределами. В феврале 2014 года концертом РНО под управлением Михаила Плетнёва в Милане официально открылась российская часть перекрестного Года туризма Италии и России. Через два месяца РНО и Московский Синодальный хор выступили в Искупительном храме Святого Семейства (La Sagrada Familia) в Барселоне, где исполнили «Страсти по Матфею» Митрополита Илариона. В июне 2014 года РНО во главе со своим художественным руководителем и главным дирижёром Михаилом Плетнёвым провёл фестиваль музыки Сергея Рахманинова в музее-усадьбе композитора в деревне Ивановка Тамбовской области. В декабре того же года оркестр стал главным участником масштабного гала-концерта, посвященного празднованию 200-летия установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. 23 апреля 2015 года РНО принял участие в грандиозном концерте-реквиеме, приуроченном к 100-летней годовщине геноцида армян (прозвучал Реквием Вячеслава Артемова с участием большого сводного хора). В сентябре-октябре 2016 года в Ивановке прошёл второй фестиваль музыки Сергея Рахманинова. В апреле 2017 года состоялись триумфальные гастроли оркестра в Колумбии в рамках III Международного фестиваля классической музыки в Боготе, программа которого была полностью посвящена русской романтической музыке. «Апогеем «Русской романтики» стали выступления Российского национального оркестра под руководством Михаила Плетнёва» («Российская газета»). 12 июня 2018 года концертом РНО в токийском Сантори-холле открылась официальная культурная программа Года России в Японии. Торжественный вечер стал кульминацией масштабного гастрольного тура оркестра на Тайване, в Японии и Корее. В сентябре 2018 года РНО под управлением Михаила Плетнёва выступил на концерте, посвященном торжественному открытию московского концертного зала «Зарядье». Начало 2019 года было отмечено масштабным гастрольным туром оркестра по городам США, включавшим 15 концертов в пяти штатах, а в апреле состоялось европейское турне, география которого охватила города Голландии, Франции, Австрии и Германии.

    Совместно с всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon, а также с другими звукозаписывающими компаниями, РНО осуществляет успешную программу звукозаписи, в рамках которой выпущено уже около ста альбомов. Многие работы получили международные награды. В 2004 году РНО стал первым оркестром в истории российских симфонических коллективов, завоевавшим самую престижную музыкальную премию — «Грэмми». Записи оркестра большими тиражами расходятся по всему миру, а также постоянно становятся лидерами экспертных рейтингов. Так, запись вокально-симфонической поэмы «Колокола» Рахманинова была признана авторитетным британским музыкальным изданием Classic FM Magazine «одним из самых прекрасных исполнений, которые когда-либо были представлены в записи». А запись музыки к балету «Спящая красавица», осуществленная Российским национальным оркестром под управлением Михаила Плетнёва, по версии Би-би-си является четвёртой в рейтинге самых слушаемых записей классической музыки за последние семьдесят пять лет. Запись Симфонии № 7 Шостаковича под управлением Пааво Ярви, выпущенная в 2015 году, завоевала престижные международные награды, в том числе ежегодную премию Diapason d'Or, а также была номинирована на премию «Грэмми-2016» в категории «Лучший альбом с объемным звучанием».

    По мнению многих зарубежных музыкальных критиков на сегодняшний день РНО является лучшим симфоническим коллективом нашей страны: «Больший блеск и рафинированность Российского национального оркестра позволили ему занять место главного симфонического коллектива России» (Chicago Classical Review, 2011).

    Михаил Плетнёв

    Пианист, дирижёр, композитор. Учился в музыкальной школе при Казанской консерватории, затем в ЦМШ при Московской консерватории. В 16 лет стал лауреатом Международного юношеского фортепианного конкурса в Париже. С 1974 по 1979 гг. обучался в Московской консерватории. В 1977 году завоевал I премию на Всесоюзном конкурсе пианистов в Ленинграде, в 1978 — I премию и Золотую медаль VI Международного конкурса имени Чайковского.

    Так началась мировая карьера Плетнёва — пианиста: он выступал на лучших сценах мира как с сольными программами, так и с лучшими оркестрами Берлина, Лондона, Мюнхена, Парижа и другими. По оценке журнала BBC Music Magazine, Плетнёв «исполняет каждое сочинение как своё собственное... подобное вряд ли под силу любому другому пианисту». Слава пианиста-виртуоза прочно закрепилась за Михаилом Плетнёвым с самых первых его выступлений. Его сравнивают с Горовицем, Мекеланджели. «Главное для Плетнёва — идея, мысль, — считает музыкальный критик Ф. Фахми, — мыслить для него — значит творить. Сильной конструктивной логике этот пианист подчиняет все. И даже его блистательная техника как бы отходит на второй план...» Трактовки исполняемых Плетнёвым произведений покоряют своей глубиной и эмоциональной духовностью, яркой индивидуальностью и совершенством.

    Страстный темперамент Плетнёва скрывается за некоторой внешней аскетичностью, но именно глубинный психологизм, свойственный его игре, способен держать слушателей в напряженном внимании. Он много и с неизменным успехом гастролирует в России и за рубежом.

    В 1980 году дебютировал как дирижёр. В 1990 году основал Российский национальный оркестр (РНО), с чего начался взлёт его дирижёрской карьеры. Под его руководством коллектив завоевал репутацию коллектива международного класса (в 2008 включён журналом Gramophone в двадцатку сильнейших оркестров мира). В 2006 году маэстро объявил о перерыве в своей пианистической деятельности и сосредоточился на дирижировании. В октябре 2007 года состоялся дебют Плетнёва в качестве оперного дирижёра на сцене Большого театра с «Пиковой дамой» Чайковского. Вскоре на сцене Концертного зала им. Чайковского было осуществлено концертное исполнение опер Рахманинова, а в мае 2008 года в Архангельском была представлена опера Римского-Корсакова «Майская ночь». Продолжением темы стало исполнение оперы Бизе «Кармен» в феврале 2009 года. В том же году по инициативе маэстро впервые прошёл Большой фестиваль РНО, важное место в программе которого занимают оперы в концертном исполнении. Под управлением Плетнёва на фестивале звучали «Волшебная флейта» Моцарта, «Золушка» Россини, «Евгений Онегин» и «Иоланта» Чайковского, «Кащей Бессмертный» Римского-Корсакова.

    Значительное место в творческой деятельности Плетнёва занимает композиция. Среди его сочинений — Триптих для симфонического оркестра, Фантазия для скрипки с оркестром, Каприччио для фортепиано с оркестром, фортепианные переложения сюит из балетов Чайковского, Щедрина, Прокофьева, переложение для кларнета Скрипичного концерта Бетховена.

    В 2014 году выступил инициатором фестиваля музыки Рахманинова, состоявшегося в июне в музее-усадьбе композитора в Ивановке. Второй фестиваль состоялся в сентябре 2016 года.

    Деятельность Народного артиста России, лауреата Государственных премий Михаила Плетнёва отмечена многими российскими и международными наградами, от «Триумфа» до «Грэмми», а также орденами «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени. С 2006 по 2010 гг. входил в Совет по культуре и искусству при Президенте РФ.