Концерты и Шоу
  • 6+

    Нобелевские лауреаты. А.Солженицын

    Концертный зал им. С.С. Прокофьева, Основная схема, 25 ноября 18:00 вс

    Билеты в наличии: 900 — 1 300

    Абонемент № 1. «НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ РОССИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ»

    Исполнители:

    Народный артист России Александр Филиппенко (художественное слово, Москва)

    Камерный оркестр «Классика»
    Художественный руководитель и главный дирижёр – заслуженный артист России Адик Абдурахманов

    Руководитель проекта – поэт Константин Рубинский

    В программе: Д. Шостакович. Прелюдии соч. 34 (Переложение для камерного оркестра)

    Цена билета: 900 – 1600

    Продолжительность спектакля: 60 минут

    Известно, что в разное время пять писателей из России были удостоены Нобелевской премии по литературе – высшей мировой награды за выдающиеся заслуги перед человечеством. Это Иван Бунин, Михаил Шолохов, Борис Пастернак, Александр Солженицын, Иосиф Бродский. Их литературное наследие бесценно, а имена авторов известны в каждом уголке мира.

    Проект «Нобелевские лауреаты России по литературе» – цикл из пяти концертов, каждый из которых посвящен имени и творчеству одного из нобелевских лауреатов. Для участия в проекте приглашаются известные российские артисты, мастера и тонкие ценители художественного слова. Каждая из программ – своеобразный мини-спектакль, который вводит слушателя в мир избранных шедевров русской литературы. Концерты помогут осмыслить творчество нобелевских лауреатов через призму музыки, сценического искусства, художественного слова.

    В концерте прозвучат прозаические миниатюры Александра Солженицына «Крохотки», появившиеся как зарисовки в поездках по России. Несмотря на название, эти миниатюры — мощное движение мысли писателя — о судьбах эпохи, России, литературы.

    В концерте прозвучат прелюдии композитора Дмитрия Шостаковича, равновеликого по гениальности А. Солженицыну, также крупнейшему творцу эпохи, непревзойдённому по значению. Его считают последним из великих русских композиторов (как и Солженицына — таким же по масштабу писателем). Близкие по духу, слово и музыка, отражаясь друг в друге и дополняя друг друга, прозвучат еще ярче.

    Исполнитель текста А. Солженицына — народный артист России Александр Филиппенко. Он говорит про текст Солженицына:

    «В каждом коротком произведении заложены иногда идеи целых романов… эти «Крохотки» и вообще этот вечер с тридцатой секунды требуют колоссальной работы ума и души. Мы вместе думаем… и такая мощная энергетика от этого текста идет!»

    Солирующий инструмент концерта — гобой. Наталья Солженицына отмечает:

    «Именно гобой имеет ту степень глубины и пронзительности, которой обладают «Крохотки». Это удивительным образом совместилось. Этот синтез получился до содрогновения души».

    Александр Филиппенко провёл свои школьные годы в Алма-Ате, где впервые, ещё ребёнком, ступил на сцену в драмкружке Алма-Атинского Дома пионеров. Его учителями были прекрасные актёры Русского театра драмы имени М. Ю. Лермонтова Михаил Азовский и Юрий Померанцев.

    После окончания школы с золотой медалью было принято решение поступать на Физтех – ведь это было время Гагарина и фильма Михаила Ромма «Девять дней одного года», «физики были в почёте, а лирики в загоне»… Ни о каком театральном институте речи не было. В МФТИ была сильная команда КВН, куда Александр сразу и попал.

    «Но Судьба своё возьмёт» – писал Юлий Ким, и Судьба возникла в виде первого ведущего и автора КВН Альберта Аксельрода. На одном из выступлений команды Физтеха он предложил Филиппенко прийти к ним в эстрадную студию МГУ «Наш дом». И вот с 1964 года студент Филиппенко каждый вечер стал ездить из общежития Физтеха на репетиции в знаменитый студенческий театр, где играли молодые Семён Фарада, Геннадий Хазанов, Михаил Филиппов, писали Славкин, Розовский, Горин, Арканов. Там впервые в репертуаре Александра Филиппенко появляются Гоголь, Салтыков-Щедрин, Платонов, Есенин, Горький, Зощенко, А. К. Толстой, Кирсанов.

    Но в 1969 году партком МГУ по идеологическим причинам решил закрыть студию. Все оказались на улице. Александр Филиппенко тогда уже, закончив МФТИ, работал старшим инженером в институте Геохимии АН СССР. Тогда и возник главный выбор жизни: физики или лирики… И тут вновь Судьба выступила уже в виде Юрия Любимова – он принял Филиппенко в свой Театр на Таганке, самый новаторский и модный в ту пору театр Москвы!

    И Филиппенко с головой ушёл в творчество! Он поступает на заочное отделение Щукинского училища и получает там два диплома: актёрский и режиссёрский. Теперь он профессионал. Его дипломный спектакль «Игроки» по Гоголю, где он играет Ихорева, имеет шумный успех. Его приглашают в Театр имени Евгения Вахтангова и переносят на большую сцену «Игроков». Филиппенко переходит работать в Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова, где проработает 20 лет и сыграет много прекрасных ролей. Параллельно он снимается в кино и работает на эстраде.

    Но непокорный нрав актёра не даёт ему спокойно сидеть в удобном театре. Он уходит из театра Вахтангова и становится «свободным художником». Теперь Филиппенко выступает в разных театрах: в «Сатириконе» («Гамлет» Р. Стуруа); в «Et Cetera» («Шейлок» Р. Стуруа); в «Табакерке» («На дне» А. Шапиро); в «Практике» («Продукт» М. Равенхилла); «Один день Ивана Денисовича» по повести А. Солженицына; в театре «Современник» («Сон Гафта» в постановке Р. Виктюка», «Скрытая перспектива» Е. Арье); в театре имени Моссовета («Дядя Ваня» и «Три сестры» в постановках А. Кончаловского); театре «Школа драматического искусства» («Последнее свидание в Венеции» Д. Крымова).

    Одновременно с этим он выпускает несколько своих моноспектаклей, которые с успехом идут в Москве, многих городах России, а также в Израиле, США, Канаде, Англии.

    Много снимается в кино. Из последних значимых работ – Коровьев в фильме Ю. Кары «Мастер и Маргарита» и Азазелло в одноимённом фильме В. Бортко. Он один из лучших острохарактерных актёров. Характерность для него (по Станиславскому) – это не сумма внешних приёмов и приспособлений, а умение найти другую, не похожую на него индивидуальность, перевоплотиться в неё и стать другим человеком, подчас не имеющим ничего общего с ним самим. Он настоящий актёр-труженик, не ищущий лёгкого успеха. Все его работы тщательно избираются и скрупулёзно репетируются.

    В 1999 г. Александр Филиппенко получил Государственную премию за моноспектакль «Мёртвые души» (последние главы), то есть фактически за чтецкую работу! У него есть ещё одна, очень ценная для него награда, полученная в номинации «За верность идеалам высокой литературы на эстраде». Это очень точно – в его чтецком репертуаре только очень хорошая литература. Выбор тех или иных авторов в чтецком концерте это всегда субъективный выбор исполнителя, в данном случае Александра Филиппенко. И этот выбор не случаен, он зависит от того, в каком городе концерт, каков зритель в зале по уровню подготовленности, по возрасту, и вообще что за окном. Он читает со сцены вот уже более 40 лет и, казалось бы, мог уже «почивать на лаврах», но нет – он готовит новые программы и полон самых неожиданных творческих замыслов. У него особые отношения не только с музыкой слова, но и с музыкой к слову, тексту. В его моноспектаклях звучит много музыки.