Концерты и Шоу
  • 6+

    Мальчик у Христа на ёлке

    Уважаемые слушатели! Будьте внимательны!

    На фоне роста заболеваемости COVID-19 Распоряжением Правительства Челябинской области № 728-рп от 04.10.2021г. с 18 октября 2021 г. в Челябинской области введены новые требования посещения культурно-массовых мероприятий.

    К 200-летию Фёдора Михайловича Достоевского
    Музыкально-пластический спектакль по рассказу Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»

    Исполнители:

    Валерий Жеребцов (художественное слово)

    Народный артист России Владимир Хомяков (орган)

    Заслуженная артистка России Наталья Александрова (виолончель)

    Игорь Борискин (перкуссия)

    Георгий Анохин (флейта)

    Юлия Полуротова (флейта)

    Софья Атаманюк (флейта)

    Полина Гордеева (флейта)

    Пластическая группа (актёры Учебного театра «Формация» ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского)
    Александра Шалунина
    Дарья Усольцева
    Виктория Гордеева
    Татьяна Сергеева

    Композитор — Георгий Анохин

    Режиссёр-постановщик — Вячеслав Харюшин

    Хореограф — Юлия Репицина

    Художник — Николай Осминов

    Цена билета: 300, 400, 500, 600 рублей

    Продолжительность концерта: 60 минут без антракта

    Музыка Достоевского... Как она звучит? Известно, что сам Фёдор Михайлович был страстным меломаном, не пропускал в Петербурге оперные премьеры. И в его произведениях музыке уделяется значительное место...

    «Музыку Достоевского» однажды почувствовал и воплотил в музыкальном полотне челябинский композитор Георгий Анохин. Именно так о его сочинении отозвались слушатели, услышавшие пьесу для камерного ансамбля, написанную по мотивам рассказа «Мальчик у Христа на ёлке».

    Как произошло это удивительное совпадение классика русской литературы и современного джазового композитора?

    Давайте ненадолго заглянем к нему в мастерскую.

    Флейтист, композитор, бэндлидер Георгий Анохин родился в 1948 году на Украине, но большую часть детства провёл в городе Миассе Челябинской области. В школе играл в эстрадном оркестре, увлекался джазом. Учился в Курганском музыкальном училище, из которого перевёлся в Челябинск. Здесь вкус к академическому исполнительству на флейте ему прививал педагог Николай Маркович Липай. Джазовые навыки оттачивал на саксофоне в прославленном джаз-оркестре Олега Тергалинского.

    В 1970-е Анохина, солиста малых эстрадных ансамблей неоднократно отмечали в числе лучших инструменталистов города. В 1980-е он оказался в Челябинской областной филармонии, где с музыковедом Галиной Гутовской организовал детский музыкальный лекторий. Тогда же с саксофонистом и композитором Валерием Нагорным Георгий Анохин собрал Камерный ансамбль джазовой музыки. Плоды их творчества не имели аналогов на челябинской сцене. Впервые джазмены обратились к крупным формам — писали и исполняли программные сюиты по мотивам известных произведений мировой литературы. Нагорный сочинил сюиту по роману Достоевского «Униженные и оскорблённые», и музыка Достоевского зазвучала в джазе! А Анохин переосмыслил республиканскую трагедию Фридриха Шиллера «Заговор Фиеско в Генуе».

    Эстетические искания челябинских джазменов стали известны широкому кругу слушателей: ансамбль с успехом выступал на Всесоюзных джазовых фестивалях в Куйбышеве, Москве, Тбилиси, Барнауле, Новосибирске, Кустанае.

    С 1986 года Валерий Нагорный занялся собственными проектами, и у Камерного ансамбля джазовой музыки остался один лидер и соответственно один автор — Георгий Анохин. Теперь только его композиции определяли стиль коллектива. Стремление найти новое, нетрадиционное музыкальное и сценическое решение, наверное, главный мотив творчества Анохина в 1990-е. Более того, мастер прибегнул к небольшой мистификации. Вместе с Василием Смелянским изобрёл для своего проекта загадочно-непонятное имя «L-band». Анохин увлекал, даже породил своеобразную моду на себя: его концерты неизменно собирали полные залы. Музыкант азартно экспериментировал в пограничных с джазом стилях, в направлении современной камерной музыки. Параллельно с «L-band» создал «Ансамбль новой музыки», пригласив в него академических исполнителей — виолончелистку Наталью Александрову и альтистку Евгению Новохатскую. Весьма удачным был опыт музицирования с органистом Владимиром Хомяковым. Именно тогда, в 1994 году родилась пронзительно-тревожная пьеса «Мальчик у Христа на ёлке».

    Это произведение современники восприняли как синестетическую работу. Художница Елена Щетинкина рассказывала, что в «Мальчике у Христа на ёлке» её поразила точность внутреннего ощущения Петербурга: «одиночество с изморозью». Она даже создала свою «графическую партитуру» — серию рисунков, вдохновлённых музыкой Анохина.

    Произведение «Мальчик у Христа на ёлке» звучало не только в Челябинске, но и в Капелле Санкт-Петербурга. По словам Георгия Петровича, реплика одного из петербургских слушателей «а ведь это музыка Достоевского!» стала, вероятно, самой большой похвалой в его жизни«.

    Спустя почти четверть века, в 2016-м Георгий Петрович решился возродить композицию. Партии, написанные когда-то для «Ансамбля новой музыки», он полностью транспонировал для квинтета флейт. И если в первоначальной версии текст рассказа Достоевского читал заслуженный артист России Виктор Нагдасёв, на сей раз в роли чтеца выступит Валерий Жеребцов.

Актуальных мероприятий нет
Рейтинг@Mail.ru