NOĒSIS+
Концерты и ШоуОбразовательный проект в рамках Курчатов Фест.
Концертная программа «Прикосновение»
Исполнители:
- Вокальное трио NOĒSIS+ (Москва):
- Екатерина Палагина (меццо-сопрано)
- Прасковья Красуля (сопрано)
- Наталья Линючева (сопрано)
- В концерте принимают участие:
- Артём Николаев (тенор)
- Дмитрий Волков (бас)
В программе:
Современная академическая музыка а капелла
- В. Горлинский. Прохожий
- Л. Исхакова. Птичьи песни
- А. Ромашкова. Прикосновение
- М. Равель. Цикл а капелла «Три песни» в переложении для трио Т. Котоменкова.
Любовь к новейшей академической музыке, открытость к экспериментам и смелость в нестандартных решениях сложных вокальных задач — концепция женского вокального трио NOĒSIS.
Трио впервые заявило о себе в ноябре 2023 года, исполнив на фестивале «Пять вечеров» пьесу композитора Анны Кузьминой «Сюита зеркал». Уже в мае 2024 в коллаборации с междисциплинарной лабораторией «Context» Дианы Вишнёвой был создан спектакль «В контексте звука», собранный целиком из пьес современных композиторов, написанных для женских голосов a capella. Премьера спектакля состоялась в рамках фестиваля современной вокальной музыки a capella «До и после» в галерее ГРАУНД Солянка. Специально написанное для спектакля сочинение Н. Прокопенко Tristemente прозвучало также на фестивале «Московская осень» в октябре 2024. На данный момент трио продолжает свою работу в выбранном направлении a capella. Своим появлением девушки вызвали большой интерес у композиторского сообщества, для данного состава пишутся новые пьесы, как в традиционном стиле, так и с использованием расширенных вокальных техник и электроники.
Для челябинской публики трио подготовило программу-знакомство с современной вокальной музыкой, которую в большей части представят молодые российские композиторы: В. Горлинский, М. Аникеева, Л. Исхакова, А. Ромашкова, О. Веденкина и С. Шестаков.
Откроет концерт произведение композитора Марии Аникеевой «Птичьи песни. Мотет» на текст драматурга Элины Петровой. Это вокальное сочинение создано в 2025 году специально для трио «NOĒSIS». Мария Аникеева – композитор, член Союза Композиторов России, преподаватель кафедры композиции в МГК им. П. И. Чайковского, лауреат международных конкурсов, куратор фестиваля «Вдохновленные космосом».
Пьеса для голоса соло Владимира Горлинского «Прохожий» на стихи Марины Цветаевой, была написана в 2019 году во время композиторской экспедиции в северные города. У неё есть интересная история создания. Для певицы это произведение является задачей повышенной сложности — нужно обладать широким диапазоном голоса, хорошей слуховой координацией и при этом суметь донести публике непростой художественный образ. В концерте её исполнит солистка трио «NOĒSIS» Наталья Линючева.
Дуэт Лилии Исхаковой «Хохлома» для певиц Прасковьи Красуля и Екатерины Палагиной написан весной 2025 года. Композитор о дуэте: «…диалог — метаморфоза традиции и современности, сокровенного шороха кисти мастера и самой росписи, её орнаментальной вязи. Хохлома здесь — не просто узор, а акт творения, рождения искусства из хаоса, таинство древнейшего обряда.» Лилия — молодая композитор из Казани, которая любит работать с голосами и отличается запоминающимся музыкальным языком. В репертуаре трио есть ещё две её пьесы: "Азат" (с татарского "свободная") на текст Л. Исхаковой, в которой используются начальные интонации народной песни «Əпипə», для голоса соло и дуэт «Who are you? на стихи Эмили Дикинсон. Сейчас композитор работает над созданием цикла «Птичьи песни» на стихи английских и шотландских поэтов в переводе С. Маршака.
Центральное произведение концерта — это пьеса Анны Ромашковой «Прикосновение» на стихи молодой сургутской певицы, поэтессы и композитора Алёны Поль, создана специально для трио «NOĒSIS», при поддержки Союза Композиторов России. Работа над пьесой происходила в тесном сотворчестве певицами, и композитору удалось учесть и «подсветить» индивидуальные голосовые особенности каждой солистки. Произведение состоит из четырёх частей, в каждой из которых работают разные приёмы взаимодействия голосов, создавая уникальные мелодические полотна. В Челябинске будет второе исполнение пьесы после премьеры в Москве.
Песня французского композитора XX века Мориса Равеля «Три райские чудесные птицы» в переложение для трио певицей Тамарой Котоменковой элегантно дополнит программу сольного блока трио.
Выступление вокального женского трио «NOĒSIS» дополнят солисты Артем Николаев (тенор) и Дмитрий Волков (бас). Прозвучат пьесы «Такая любофффь» композитора Ольги Веденкиной и «Собака Баскервилей» Сергея Шестакова.
«Такая любофффь…» Ольги Веденкиной – цикл из двух миниатюр для вокального квартета на стихи Германа Виноградова ("Гармошка" и "НЛО"). Композитор обозначил жанр произведения как «пастораль a la Russe». Это камерная зарисовка, наполненная тихой ностальгией по задушевной атмосфере домашних посиделок в доцифровую, виниловую эпоху.
Пьеса «Собака Баскервилей» молодого композитора Сергея Шестакова на основе текста Андрея Абаулина получила премию Московского Художественного театра в номинации «Современная академическая музыка». Пьеса была создана в 2023 году для вокального ансамбля N'Caged в рамках лаборатории «Голос как инструмент». «Современная академическая музыка бывает разная. И в той пьесе, за которую меня наградили, я сочетал разные стили – и традиции разных эпох, и нечто экспериментальное», – говорит лауреат премии Сергей Шестаков.