От барокко до рока
Концерты и ШоуИсполнители:
- Алексей Людевиг (альт, электро-альт, Санкт-Петербург)
- Наталья Гущина (орган)
- Максим Литвинов (бас-гитара)
- Алёна Миропольская (ударные)
- Ведущая — Наталья Риккер.
В программе:
I отделение
И.С. Бах. Прелюдия и фуга до минор для органа
И.С. Бах. Две хоральные прелюдии для органа
И.С. Бах. Ария
Г. Форе. Сицилиана
Ш.-М. Видор. Токката из органной симфонии № 5
К. Сен-Санс. Серенада
С. Рахманинов. Вокализ
II отделение
В. Мясоедов. Архаик-блюз
Ф. Меркьюри. Crazy Little Thing Called Love / Лёгкое сумасшествие под названием любовь
М. Фридман, Дж. Майерсом. Rock Around The Clock / Рок круглые сутки
Р. Блэкмор, Р. Гловер. Into the Fire / В пламя
Р. Блэкмор, И. Гиллан, Р. Гловер, Дж. Лорд, И. Пейс. Smoke on the Water / Дым над водой
Б. Скотт, А. Янг, М. Янг. Highway to Hell / Шоссе в ад
Ф. Меркьюри. We Are the Champions / Мы — чемпионы
Мост из прошлого в настоящее, прыжок из классики в современность — так можно фигурально описать изящный концепт программы, которую солисты Челябинской филармонии представят с известным петербургским альтистом Алексеем Людевигом. Сложность и красота их замысла заключается, в том, чтобы связать в музыке столь разные по музыкальному языку и, прямо скажем, по техническому оснащению сцены эпохи: барокко, поздний романтизм и рок в разных «инкарнациях».
Возможно ли найти общность у европейской академической школы с гармонией и ритмикой блюза? По правде говоря, этим вопросом вот уже полвека задаются многие музыканты: джазмены оджазируют наследие мировой оперы, импровизируют на музыку Баха, Моцарта, Римского-Корсакого. Не отстают и рокеры, для которых соединить Мусоргского или Паганини с пассажем на электрогитаре или на органе Хаммонда — стало одним из самых эффектных способов показать высокий инструментализм. Для этих направлений даже придумали специальные термины: барокко-джаз, арт-рок, третье течение, кроссовер.
Органистка Наталья Гущина и Алексей Людевиг, известный в музыкальном мире, как полистилист и один из немногих солирующих в роке альтистов, избрали иной путь. Музыка Иоганна Себастьяна Баха (Прелюдия и фуги до минор для органа, хоральные прелюдии для органа) и Шарля-Мари Видора (Токката из Симфонии 5) будет звучать почти так, как она звучала бы при жизни авторов — на органе соло. Другие произведения академической классики исполнят в дуэте — орган-электроальт, что уже дает богатую пищу для фантазии, ибо при жизни Сен-Санса и Форе, а тем более Баха, никто об электрических инструментах и не помышлял.
Поезд современности ворвется в идиллическую гармонию прошлого со звуками рока. Впрочем, и во второй, приблюзованной части программы, на самом деле, тоже будет звучать классика. Именно так называют песни групп Queen, Deep Purple, AC/DC, Билла Хейли, добавляя смысловой акцент: это классика рока. Ныне его «диалекты» — рокабилли и хард-рок понятны любому слушателю. Афроамериканская духовная традиция добавила их инструментарию духовой орган. И электроальт с его бесконечным набором тембров и эффектов здесь чувствует себя вольготно. Но все же ещё одно существенное отличие между двумя «классиками» мы найдём: рок трудно представить без ритмической опоры бас-гитары и барабанов. Для музыкантов же важна опора эстетического свойства — хороший вкус. В том, что он у них есть, сомневаться не приходится.