- 6+
Гала-концерт «Синегорье»
При поддержке Губернатора Челябинской области
Международный фестиваль национальных культур «Синегорье»Исполнители:
Академический ансамбль песни и танца «Италмас» им. А. В. Мамонтова (Ижевск)
Художественный руководитель — заслуженный артист Удмуртской Республики Владимир ФирстовГосударственный академический русский народный хор имени М. Е. Пятницкого (Москва)
Художественный руководитель — Народная артистка России Александра ПермяковаГосударственный академический ансамбль народного танца им. Ф. Гаскарова (Уфа)
Государственный академический ансамбль танца Беларуси
Художественный руководитель — Народный артист Беларуси В. ДудкевичГосударственный ансамбль танца «Урал» (Челябинск)
Художественный руководитель — заслуженная артистка РФ Светлана Лукина
Балетмейстер — заслуженный работник культуры Челябинской области Алексей Разин
Музыкальный руководитель — Александр НемцевГосударственный ордена Дружбы народов Академический ансамбль песни и танца Удмуртской Республики «Италмас» имени А. В. Мамонтова создан в 1936 году для пропаганды удмуртского искусства в России и за рубежом.
За свою историю ансамбль побывал во многих странах мира, участвовал и неоднократно побеждал в конкурсах профессиональных народных коллективов России.
Многообразен репертуар ансамбля. Основу его составляют удмуртские народные песни и танцы. В концертах ансамбля находит своё отражение творчество финно-угорских народов, также звучат произведения П. И. Чайковского, родившегося на удмуртской земле.
Подлинным украшением концертной программы являются танцы, поставленные балетмейстерами А. Бондаревым, Д. Исуповым, Л. Мамонтовой, А. Иловайской, В. Подшиваловым и другими: легендарный «Танец с колокольчиками», «Скамейка», «Лён», «Чапкыса эктон», «Удмуртия праздничная» и другие.
Подобно нити рябиновых бус, вереница писаных красавиц в алых сарафанах плывёт по сцене, воплощая абсолютную гармонию. Но вскоре умиротворяющее движение девичьего хоровода сменяется вихрем молодецкой пляски, энергия которой заставляет сердце рьяно колотиться в такт. Череда контрастов, буйство красок, смена ритмов сами по себе пробирают до дрожи, но главное здесь — слаженное многоголосие русского хора, чьи то затухающие, то вспыхивающие вибрации трогают до глубины души. В момент, когда очередная нота вступает в резонанс с внутренней мелодией слушателя, становится понятно, почему «Хор Пятницкого» вошёл в число национальных символов России.
Знаменитый коллектив был организован собирателем русского фольклора Митрофаном Ефимовичем Пятницким в 1910 году — в эпоху русского модерна, когда страна переживала всплеск интереса к национальным истокам. Традиционные костюмы, народные мелодии, лаконичная, но в то же время цепляющая подача — всё в этом хоре привлекало внимание публики, пресыщенной европейской культурой и наконец-то открывшей для себя красоту исконной русской песни. Первые выступления произвели настоящий фурор, и впоследствии популярность коллектива возрастала год от года.
Преемники М. Е. Пятницкого П. М. Казьмин, В. Г. Захаров, Т. А. Устинова, В. В. Хватов, В. С. Левашов и А. А. Пермякова подхватили и развили заданное основателем направление, определив череду дальнейших достижений. 1936 год — коллектив получил статус государственного, 1959 год — за большие творческие достижения награждён орденом Трудового Красного Знамени, 1968 год — удостоен высокого звания «академический», 1986 год — награждён орденом Дружбы Народов, 2007 год — награждён медалью Правительства Российской Федерации «Патриот России», 2008 год — стал лауреатом премии «Национальное достояние страны».
Вместе с тем, пронесся через десятилетия верность традициям, хор не только не устарел — он развил в себе способность адаптироваться к меняющимся реалиям и отвечать ожиданиям новых поколений. Коллектив превратился в настоящую творческую лабораторию XXI века, в рамках которой происходит удивительное слияние современных жанров и ритмов с вневременной народной стилистикой. Эффективность такого подхода подтверждается всенародной любовью, мировой популярностью и неизменно полными залами, которые хор собирает по всему миру. География его выступлений всеохватна, от Австралии на юге до полярного круга на севере и по всей окружности планеты: США, Мексика, вся Европа, Ближний Восток, Япония, Китай — перечень включает десятки стран и регионов.
И всё же, что именно определяет феномен «Хора Пятницкого»? Если брать «анкетные данные», то это 80 эталонных красавиц и красавцев, минимум 15 номеров в каждом выступлении, 3–4 смены костюмов. Это жанровый синкретизм: песня, танец, музыка. Это система Станиславского и никакой фонограммы.
Это то, за что хор превозносят. Но есть и то, за что его любят — за душевность и искренность, за характер и темперамент, за тонкую эмоциональность и бьющую через край экспрессию. За то, что составляет сущность этого коллектива: «Хор Пятницкого» — настоящее национальное достояние. Голос великой державы...
Государственный академический ансамбль народного танца имени Файзи Гаскарова Республики Башкортостан является брендом российской культуры, хранителем народных традиций Башкортостана.
Создание, становление и развитие ансамбля связано с именем его первого художественного руководителя (назначен 11 марта 1939 года), заслуженного деятеля искусств РСФСР, БАССР, лауреата республиканской премии имени Салавата Юлаева, кавалера ордена «Знак почета» Файзи Адгамовича Гаскарова. С 1989 года коллектив носит его имя. В декабре 1996 года Министерством культуры Российской Федерации ансамблю присвоено высокое звание «Академический».
Первое выступление ансамбля состоялось 20 марта 1939 года в честь 20-летия образования Башкирской автономной советской социалистической республики с башкирским танцем «Зарифа». В 1955 году состоялись первые зарубежные гастроли в Республику Вьетнам, где ансамбль был удостоен «Ордена Труда I степени». С 1957 года начинается активная гастрольная деятельность коллектива во всех уголках нашей страны, в том числе и за рубежом. За 75 лет своего существования ансамбль посетил более 80 стран мира, представляя культуру и искусство Республики Башкортостан на мировой арене. Выступления легендарного ансамбля Гаскарова всегда сопровождают огромный успех и любовь благодарных зрителей.
В репертуаре ансамбля 180 танцевальных произведений. Из них более 60 постановок Файзи Гаскарова.
Творческо-артистический персонал коллектива состоит из 70 профессиональных артистов балета и артистов оркестра из 17 профессиональных музыкантов. Оркестр ансамбля создан в 1970 году.
В настоящее время коллектив, носящее имя Файзи Гаскарова — это подлинный театр танца, сохраняющий его неповторимое творческое наследие и гаскаровский стиль, достижения, накопленный опыт за всю историю ансамбля. Коллектив бережно сохраняет традиции башкирского народа, представляет зрителю широкую палитру танцев многих народов мира и России во благо развития и процветания искусства танца.
Заслуженному коллективу Государственному академическому ансамблю танца Беларуси в 2024 году исполняется 65 лет. Это старейший белорусский профессиональный хореографический коллектив страны. Но, не смотря на «солидный» возраст, ансамбль остаётся востребованным, современным и интересным любому поколению зрителей.
За внушительный период своего существования ансамбль стал неотъемлемой частью национальной культуры страны, её достоянием. Он по праву считается авторитетнейшей организацией в области народного искусства, является кузницей исполнительских и постановочных кадров республики.
Белорусские традиционные танцы, исторические реконструкции древних плясок, этнические хороводы — все эти тематические программы вызывают восторг у зрителей. В репертуаре ансамбля шлягеры, ставшие классикой на всём постсоветском пространстве: историческая «Песнь про Зубра», славянская «Кривичи», лирическая «Терница», юмористическая «Вечарына», виртуозная «Дудалка», шутливая «Бульба», динамичная «Дайнова» и неувядающая «Лявониха».
Последние двадцать пять лет художественным руководителем ансамбля является народный артист Беларуси Валентин Дудкевич. Основной источник вдохновения мэтра танцевального искусства — славянский фольклор, особенности которого Валентин Дудкевич широко использует в работе, тесно сотрудничая с лабораторией Белорусского государственного университета культуры и искусств. Фольклорное искусство для него — это способ сохранения исторических традиций, связующих поколения. Синтез фольклора и лучших достижений мировой хореографии — это творческое кредо маэстро как балетмейстера и наиболее точное определение содержания всей программы ансамбля.
Уникальная хореография и народные традиции, удаль и экспрессия, мастерство и стать артистов, национальная музыка, красочные костюмы, выполненные по образцам этнической одежды — все это объединяет Государственный ансамбль «Урал»! Это настоящее созвездие профессионалов. Им не раз доводилось представлять культуру Южного Урала по всему миру, блистая на лучших концертных площадках. Ансамбль объездил с гастролями всю Россию и почти весь мир, гастролировал в Америке, Канаде, Швеции, Франции, Испании, Италии, Бельгии, Швейцарии, Финляндии, Индии, Австралии, Чехии, Китае, Болгарии, Румынии, Южной Корее. В 2013 году «Урал» стал послом культуры Южного Урала на сцене ООН. В 2014 году представлял регион в рамках культурной программы Зимних Олимпийских Игр в Сочи.
Основа репертуара «Урал» — народный танец, с которым связана вся творческая жизнь ансамбля. Своеобразным хореографическим почерком ансамбль изображает разные стороны жизни многонационального региона, рассказывает о своем крае, где проходит граница между Европой и Азией, где смешались бытовые и культурные традиции разных народов. Наряду с безукоризненной хореографической техникой артисты отлично владеют актёрским мастерством, что превращает каждое выступление в яркий танцевальный спектакль.