- 6+
Мистическая пятница при свечах
Лауреат международных конкурсов Сергей Полтавский (альт, Москва)
Партия фортепиано — Ирина Головина
Молодёжный камерный оркестр Государственного симфонического оркестра Челябинской области
Дирижёр — Марат Файрушин
Ведущая — Анна Самойлова
И. С. Бах. Соната для виолы да гамба и клавесина соль минор
Ф. Шуберт. Соната для арпеджионе и фортепиано ля минор
А. Ишмуратов. Концерт для альта и струнного оркестра «Rennsteig»
Г. Пелецис. «Concertino Giocoso» для альта с оркестром
С. Ахунов. «Лесной царь» для альта с оркестромМистическая пятница при свечах — необычный атмосферный вечер в лучшем акустическом зале Челябинска, музыка, воспевающая красоту мира, современные музыкальные тренды.
Творчество композиторов неоклассики и неоромантизма любят за ясные и красивые мелодии, которые вплетаются в неповторимый, завораживающий узор сопровождения.
Традиции этих стилей зародились давно, и слушатели могут убедиться в этом, услышав в программе концерта величайшие творения старых мастеров и музыку современных авторов, успешных и «модных» в столичных музыкальных кругах.
Впервые (!) в Челябинске прозвучит «Лесной царь» Сергея Ахунова, российского композитора, обладающего оригинальным и самобытным талантом, музыку которого распространяют Apartemusic, Alfa classics, Fancymusic, Onyx и Glossa.
В «Лесном царе» Ахунов не использует цитат из знаменитой шубертовской баллады, воспроизводит её сюжет на свой лад и своими средствами. Тем не менее, эта пьеса станет своеобразным «эхом» бессмертной сонаты для арпеджионе Франца Шуберта, заявленной в первом отделении (в переложении для альта). Музыкальный инструмент арпеджионе в XIX веке имел название «гитара любви». «Обаяние и проникновенность… превосходны», — с восторгом писал музыкальный критик Фридрих Август Канне, отмечавший сходство тембра арпеджионе с гобоем в верхнем регистре и с бассетгорном (разновидностью кларнета) в низком.
В первом отделении услышим также сонату соль минор для виолы да гамба и клавесина (в переложении для альта и фортепиано) И. С. Баха. Немецкий историк и музыковед XIX века Филипп Спитта описал эту сонату как сочинение «величайшей красоты и поразительной оригинальности».
Музыка фантастически талантливого Айрата Ишмуратова — современного канадского композитора, лидера неоромантизма, — прозвучит во втором отделении. «Нежные гармонии и оркестровый муар» — так отзываются критики о его творчестве. Действительно, это необычайно красочная, искусно оркестрованная музыка, звучание которой преображает действительность.
Георг Пелецис, латвийский композитор и музыковед, глубоко изучал музыку прошлого: Вивальди, Скарлатти, Монтеверди, что повлияло и на его собственный стиль, для которого характерны положительные эмоции, радость и легкость звучания, и в то же время поиски идеала и стремление к нему.
«Хочу быть садовником в саду тысячелетней музыкальной культуры»: композитор причисляет себя к направлению, пришедшему в 1990-е годы из Бельгии: «новая консонантная музыка». «Консонанс (благозвучие) — не просто акустическая категория, но и эстетическая», — говорит Пелецис.
«Concertino Giocoso» для альта с оркестром Георга Пелециса, концерт для альта и струнного оркестра «Rennsteig» Айрата Ишмуратова, «Лесной царь» Сергея Ахунова будут исполнены в Челябинске впервые.
Сергей Полтавский родился в 1983 году в Костроме. В 2001 году окончил Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории (класс Лидии Гущиной), в 2006 году — консерваторию (класс Романа Балашова), в 2009 году — аспирантуру МГК.
Лауреат Тольяттинского международного конкурса молодых музыкантов-исполнителей на струнных инструментах (2003) и Международного конкурса альтистов Юрия Башмета в Москве (2006), где также получил специальные призы от Татьяны Друбич и Валентина Берлинского.
Принимал участие в фестивалях «Другое пространство», «Декабрьские вечера», «Возвращение», Vivacello, «Дягилевские сезоны» в Перми, фестивалях Владимира Мартынова, Софии Губайдулиной, Элисо Вирсаладзе (Курган), на о. Кюрессааре (Эстония), «Рурская триеннале» (Германия), «Дни музыки» в Херцег-Нови (Черногория), «Нови-Садское музыкальное лето» (Сербия) и других. С 2015 года под художественным руководством Сергея Полтавского в Москве проходит ежегодный фестиваль альтернативной альтовой музыки Viola is my life.
Круг интересов музыканта очень широк: от барочной музыки, исполняемой на виоль д'амур, до современных сочинений (авторства Владимира Мартынова, Дмитрия Курляндского, Павла Карманова и др.), представленных в сотрудничестве с такими коллективами, как Bang on a Can, N'caged, «Академия старинной музыки», Московский Ансамбль Современной Музыки (МАСМ), группа «4'33» Алексея Айги.
Как солист играл в сопровождении Государственного симфонического оркестра «Новая Россия», Академического симфонического оркестра Московской филармонии, Государственного академического камерного оркестра России, MusicAeterna, камерных коллективов «Времена года», «Солисты Москвы», Questa Musica.
В составе камерных ансамблей выступал с Татьяной Гринденко, Владимиром Спиваковым, Хайнцем Холлигером, Элисо Вирсаладзе, Алексеем Любимовым, Антоном Батаговым, Алексеем Гориболем, Полиной Осетинской, Максимом Рысановым, Алексеем Айги, Феликсом Рэнгли, Павлом Нерсесьяном, Юлианом Рахлиным, Алёной Баевой, Вадимом Холоденко, Еленой Ревич, Александром Ситковецким, Романом Минцем, Борисом Андриановым, Александром Бузловым, Андреем Коробейниковым, Валентином Урюпиным, Никитой Борисоглебским, Гайком Казазяном, Александром Тростянским, Александром Раммом, Айленом Притчиным и др.
В 2017 году фирмой «Мелодия» был выпущен диск «Низкие струнные», записанный Сергеем Полтавским в ансамбле с Евгением Румянцевым (виолончель) и Григорием Кротенко (контрабас). С 2018 года — преподаватель Московской консерватории. В 2018 году был назван национальной газетой «Музыкальное обозрение» «Музыкантом года».